Публикации

Сорока А. А.

Технологии и материалы в ювелирном этнодизайне // Современные техника и технологии: сборник докладов XX Международной юбилейной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 3 т. Т. 3 / Томский политехнический университет. – То

 О практике ювелирного художественного литья с использованием сюжетов кулайских бронзовых отливок.

Дизайн, археология

Семенова О. В.

Кулайская культура как объект туристского интереса // Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Томск, 2014. С. 251-253.

 В статье рассматриваются археологические находки на территории Томской области, относящиеся к кулайской культуре: фигурки животных, людей и мифические образы, а также оружие в виде наконечников стрел, фрагменты керамики. Археологические объекты могут стать основой для развития археологического туризма.

Туризм, археология

Багашев А.Н., Слепченко С. М., Алексеева Е. А., Слепцова А. В.

Краниологическая находка на святилище кулайского городища Большой Лог // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2017. № 2 (37). С. 57-71.

 Обнаруженный на святилище кулайского городища Большой Лог палеоантропологический материал представляет большой интерес при рассмотрении вопросов формирования морфологического типа населения кулайской историко-культурной общности. Несмотря на ее обширный ареал (Среднее и Нижнее Приобье и прилегающие территории Западной Сибири) и продолжительный период функционирования (середина I тыс. до н.э. — середина I тыс. н.э.), в научный оборот введены весьма незначительные антропологические данные, позволяющие охарактеризовать физический облик кулайского населения. Это материалы из могильников Каменный Мыс, Алдыган, единичные черепа с Усть-Полуя и Кулайской Горы. Исследование черепа со святилища Большой Лог показало, что при высокой индивидуальной изменчивости морфологические особенности данного индивида (мужчина зрелого возраста) полностью вписываются в параметры изменчивости, характерной именно для населения кулайской историко-культурной общности. В его морфологическом типе прослеживаются как европеоидная, так и монголоидная компоненты. Зафиксированы два трепанационных отверстия, которые сделаны на отделенном от тела черепе при отсутствии мягких тканей, характер их расположения не исключает возможности использования его в ритуально-магических действиях. Графическая реконструкция лица индивида наглядно демонстрирует его внешний облик и не противоречит основанному на результатах краниометрического анализа выводу о сходстве этого мужчины с кулайской женщиной из Усть-Полуя.

Археология

Поделиться