«Зачарованные клады» кулайцев*
Своеобразной визитной карточкой кулайской культуры являются «клады». Такое условное название закрепилось на рубеже XIX-XX веков за археологическими объектами, функциональное назначение которых является предметом острых дискуссий. К сожалению, обобщающего исследования, посвященного «кладам», применительно к территории Томской области, не предпринималось. Обстоятельства обнаружения многих коллекций остаются до сих пор не известными. Полноценные раскопки проводились только на одном памятнике, получившим название «Саровское культовое место».
Кулайские «клады» достаточно широко представлены в Западной Сибири, яркие примеры этого явления Ишимский, Истяцкий, Новообинцевский, Мурлинский клады. Томская область не является исключением, с ее территории происходит более десяти крупных коллекций, имеющих отношение к кулайцам. Вот только некоторые из них: Кулайская, Парабельская, Кривошеинская, Ягыл-Яхская, Степановская, Саровская, Бундюрская, Усть-Бакчарская, Усть-Чижапская, Нюрсинская, Пиковская.
На сегодняшний день, «кладами», применительно к кулайской культуре, называют комплексы металлических (чаще бронзовых) предметов, обнаруженные в виде скопления. Характерной чертой таких объектов является отсутствие визуально фиксируемого в почвенном профиле культурного слоя, сопутствующих находок и атрибутов, типичных для поселенческих или погребальных памятников, что стало основанием для выделения этих объектов в самостоятельный тип памятника кулайской культуры.
В состав этих «кладов» могло входить от единиц до нескольких десятков, а иногда и сотен, изделий. Набор составлявших их предметов был достаточно традиционен. Неотъемлемым атрибутом являются изделия, получившие в исследованиях название «культовое литье». Инвентарь представлен и другими категориями изделий, прежде всего, это образцы оружия, бронзовые котлы, украшения, причем, в редких случаях последние представлены «импортными», не местными, изделиями.
На сегодняшний день отсутствуют какие-либо четкие критерии для выявления «кладов» на местности. Вряд ли можно делать однозначные выводы и об особенностях их географической приуроченности. Можно отметить, только то, что для организации подобных объектов зачастую выбирались необычные природные объекты, «аномалии», выделяющиеся на однообразном природно-географическом фоне этих мест.
При характеристике «кладов» мы располагаем минимумом информации (иногда не имея ее вовсе) о месте находок и обстоятельствах их обнаружения. Большинство подобных объектов было обнаружено, случайно, как правило, людьми далекими от археологии. О месте находки, в некоторых случаях сообщался только бассейн реки, либо ближайший населенный пункт. Используя эти данные установить место нахождения клада практически нереально. Отсутствие сведений об археологическом контексте является главной проблемой в изучении «кладов» кулайцев.
Настоящий пик обнаружения кладов приходится на конец XIX - начало XX века. В этот период в Западной Сибири и на Урале было сделано огромное количество подобных находок. Возможно, это было связано с развернувшимся переселенческим движением. Пустующие до этого момента земли активно осваивались под сельскохозяйственные нужды, прежде всего, распахивались. Залегавшие на небольшой глубине скопления вещей постепенно выпахивались к поверхности и привлекали к себе внимание. Крестьяне не проявляли инициативы по передачи вещей в музеи или органам власти. Большая часть найденных предметов продавалась, вещи расходились по всей деревне, частью терялись, прятались, приносились в дар церкви и даже использовались в качестве предметов религиозного почитания. «Таким образом, истинное количество обнаруженных в этот период «кладов», также, как и их приблизительную географическую привязку, определить не возможно.
В советское время ситуация изменилась. Находки, происходящие из «кладов», регулярно передавались в музеи, а место обнаружения, по возможности, обследовалось археологами. Именно в этот период были сформированы, пожалуй, самые крупные коллекцию, имеющие отношения к кладам кулайской культуры на территории Томской области.
На сегодняшний день однозначная трактовка их функциональной идентификации затруднена. Клады ли это были в классическом понимании, свидетельства специфического погребального культа, символические захоронение изображений человека, либо культовые места подобные зафиксированным в этнографии, исследователи расходятся во мнениях.
Не смотря на значительный объем информации и обширную историографию, посвященную «кладам», многие вопросы остаются открытыми, а суть и природа этого удивительного самобытного явления, по сей день, так и остаются не раскрытыми. В настоящее время, можно отметить некое «затишье» применительно к этой проблематике. Наверное, открытие новых интересных материалов или публикация малоизвестных коллекций, спровоцирует новый виток интереса. В этом смысле, без сомнений, у музейных хранилищ г. Томска, потенциал еще далеко не исчерпан.
Барсуков Е.В.
* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект № 12-11-70004.
Поделиться